К чему ведет сокращение издержек на персонал?

Кризис, который произошел в экономической сфере несколько лет назад, все еще несет разрушительные последствия, как поле боя после сражения.

Znachitel`nye sokrascheniya kadrov

Значительные сокращения кадров- были антикризисной мерой в то время.
Однако, бизнесмены и по сей день не спешат расставаться с этим сценариям, полагая, что сокращая расходы и количество персонала, а также взваливая работу уволенных сотрудников на оставшихся- это экономически выгодно.

Однако, как показывают исследования, бизнес в итоге теряет, нежели выгадывает на экономии.

Современные реалии.

Что происходит на самом деле?

Руководители подразделений получают четкое указание- сокращать численность сотрудников, их работу распределить между оставшимися.

Что делать, если оставшиеся не-специалисты в этих областях?

Уволить и взять мульти-специалистов.

Мечта любого менеджера- сотрудник, обладающий полным набором квалификаций, имеющий большой опыт в них и к тому же желательно, чтобы он с радостью согласился на небольшую зарплату (хоть это и не принципиально).

В итоге, изначально при отборе, рекрутер получает заявку на сотрудника, содержащую настолько завышенные требования, что ему становится чрезвычайно трудно осуществить поиск сотрудников.

А ведь при этом заказчик настаивает на срочности заказа, лоббируя свои условия.

В итоге поиск сотрудников становится сложным и малоэффективным.

А что происходит в самой организации?

Сокращая кадры ниже критического уровня, отделы в организации оказываются в такой ситуации, когда вместо полноценного выполнения поставленных задач приходится закрывать образовавшиеся дыры, что, по сути, напоминает старый костюм, в котором штопают одну дыру и тут же в другом месте образовывается новая.

Т.е. КПД отдела идет не на «выполнить и перевыполнить» план, а на удержание лодки на плаву, распыляя свои силы в хаотичном направлении.

В гонке за экономией резко падает производительность работников.

Это может и не сказаться на прибыли организации, потому что линейные менеджеры всеми возможными способами «подпинывают» сотрудников держать планку, но с другой стороны, при других условиях, организация могла бы существенно увеличить свои прибыли.

Однако близорукость бизнесменов, нацеленных на краткосрочное снимание сливок, губит все дело.

Как эта система влияет на сотрудников?

Самые удручающие последствия можно увидеть именно на сотрудниках.

Происходит следующее: на одного человека возлагается множество функций, которые порой даже не связаны друг с другом, требования тоже повышаются, потому что то, что раньше требовали от пяти человек, теперь требуют от одного.

Взять работу на дом на выходные- становится привычным делом среди офисных работников.

А в итоге: выгорание, спад мотивации, ощущение бессмысленности и пустоты.

У такого сотрудника катастрофически падает производительность.

Еще какое-то время его линейный руководитель еще может его стимулировать, но уже скорее не зарплатой и бонусами, а угрозой увольнения.

Но приходит момент, когда и это перестает работать.

К сожалению, в этом случае работодатель просто избавляется от такого сотрудника и ищет нового «многорукого и многоликого».

Такое использование человеческого ресурса, как вещи, становится повсеместным.

Бизнесмены не задумываются, что однажды на рынке труда может произойти переломный момент, когда количество «выгоревших» немотивированных сотрудников станет больше тех, кто еще полон энтузиазма и желания строить свою карьеру.

Что тогда станет с бизнесом?

Другая крайность.

Существует и другая крайность- это разрастание штата до непозволительных размеров.

В сытные годы этим страдало большинство организаций. Они бездумно набирали людей на мелкие задачи, дробя их до бесконечности.

Все это происходило до тех пор, пока у собственника не падала пелена с глаз, и он с ужасающей ясностью не видел цифры расходов на содержание штата. А цифры зашкаливали.

Тогда начиналось резкое сокращение штата, массовые увольнения, пока численность сотрудников не достигала своего критического предела.

И все начиналось сначала- по кругу.

Идеальный путь.

Скорее всего, такого пути просто не существует. Каждая организация находит свой баланс путем проб и ошибок.

Здесь важно, чтобы все элементы системы организации работали, как единый слаженный механизм.

Самое важное, чтобы информация функционировала не только сверху вниз, но и поднималась с самого низа, доходя до руководителя в доступной и понятной форме.

Ну и конечно же- руководитель должен грамотно отреагировать на эту информацию соответствующими распоряжениями.

Если вы снижаете количество сотрудников и видите, что это ведет к падению прибыли или к росту напряженности внутри организации, то, возможно, пора остановиться?

Почему не хватает «хороших» сотрудников?

Этот вопрос часто задают работодатели, разочарованные в том, что новый работник слишком долго адаптируется, его приходится доучивать или он вовсе может быстро уволиться, как и его предшественники.

Работодатели недоуменно разводят руками, а кандидаты обреченно вздыхают.

В чем же тут подвох?

Дело в том, что бизнесмен, сокращая издержки на персонал, бесконтрольно уменьшает численность персонала. В итоге складывается ситуация, когда один человек замещает нескольких. И вот когда начальнику отдела с «барской руки» разрешают взять еще одного дополнительно сотрудника, то ему приходится искать такого человека, который тоже сможет совмещать в себе несколько рабочих мест.

В итоге в запросе кадровому агентству на поиск сотрудников фигурируют нереальные требования к кандидату, которые только отпугивают последних. А если и не отпугивают, то в процессе работы точно уж не мотивируют и не вызывают энтузиазма, что приводит к падению производительности.

Но работодатель искренне не понимает, почему под его «запросы» сложно найти человека, тем самым создавая миф, что действительно квалифицированных сотрудников на рынке труда очень мало.

Дополнительно сложившуюся ситуацию усугубляет еще и то, что бизнесмены до непозволительного минимума урезают бюджеты на обучение и адаптацию новых сотрудников в организации.

И если вместо того, чтобы сетовать на нерадивость работников, бизнесмен создал бы оптимальную организационную структуру внутри своего бизнеса, то его дела в скором времени пошли бы неуклонно в гору.

Кадровое агентство АНК Персонал

Запись опубликована автором .